Куликово
главнаяглавная контактыконтакты


















Историческая справка


Куликовское сельское поселение Дмитровского муниципального района Московской области было образовано 1 января 2006 года на основании закона Московской области «О статусе и границах Дмитровского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» от 28.02.2005 года №74/2005-03.

Сельское поселение Куликовское

Административный центр – село Куликово
Территория поселения – 37286 га
Численность населения – 5012 чел.

В состав поселения входят 38 населенных пунктов:

  • деревни – Банино, Борцово, Быково, Глазачево, Говейново, Давыдково, Дрочево, Дутшево, Исаково, Караваево, Карамышево, Клюшниково, Куминово (две деревни), Липино, Маншино, Меленки, Мишуково, Надмошье, Назарово, Насадкино, Новое Село, Орево, Пантелеево, Паньково, Петраково, Раменье, Ступино, Тимофеево, Тишино, Федоровка, Фофаново;
  • село – Куликово;
  • поселки – Луговой, Лесной, Мельчевка, Раменский, Татищево.

В гербе Куликовского сельского поселения отражена его территориальная и историческая принадлежность к Дмитровскому району: в самом центре герба изображена княжеская шапка на горностаевом меху – символы княжеского достоинства. Название сельского поселения – Куликовское – отражено с помощью 4 фигур птицы кулик. Крест символизирует один из почитаемых монастырей Русской Православной Церкви – Николо-Пешношский, основанный в 1361 году ближайшим сподвижником и собеседником Сергия Радонежского святым преподобным Мефодием Пешношским. Голубым цветом символически отражены водные артерии поселения – канал имени Москвы, реки Яхрома и Сестра.

Куликовское сельское поселение находится в северо-западной части Дмитровского района на самом краю Подмосковья и по реке Сестре граничит с Тверской областью. К слову сказать, большая часть границ района пролегает по рекам и каналу им. Москвы. Водные артерии взяли в полукольцо обширные территории района. Внутри этого символического полукольца глухие леса с охотничьими и природными заказниками, ручьи, речки и болота, и красавица Яхромская пойма, на полях которой растут овощи для всего Подмосковья.

Река Сестра, как и все реки Дмитровского района, принадлежит бассейну великой русской реки Волга. Сестра берет свое начало от Сенежского озера, впадает в Дубну, а Дубна – в Волгу. Так несколько столетий назад на лодке по Сестре, а из нее – по Яхроме, царь Петр I добирался до Николо-Пешношского монастыря, проверяя возможность постройки канала, соединившего бы Волгу с Москвой.

Яхрома, приток Сестры, берет свое начало в Сергиево-Посадском районе. В переводе с финно-угорского слово Яхрома означает озерная река. В нижнем своем течении река выходит на низменность или, так называемую, Яхромскую котловину. В древние времена здесь было огромное озеро, по его дну и «блуждала» река Яхрома, образуя новые русла и старицы (Старая Яхрома, Новая Яхрома). До проведения масштабных мелиоративных работ в начале прошлого века, каждой весной во время таяния снегов воды Яхромы, подпираемые водами Сестры и Волги, выходили из своих берегов и затапливали низменные земли, образуя громадное озеро.

В лесных массивах Куликовского поселения водятся лоси, олени, волки, лисицы, зайцы. Заходит из соседней области медведь. В старых строевых лесах встречается рысь. По рекам очень много бобра. Болота, развитые по рекам, дают приют болотной птице. Здесь гнездятся журавли, серые цапли и выпь. Но особенно характерны для болота кулики, которых здесь исторически великое множество – от самого нарядного – турухтана – до самого маленького – зуйка перевозника. Яркие чибисы, мечта любого охотника – дупель, бекас, кроншнеп, вальдшнеп – тоже все кулики. Не зря эта небольшая шустрая птичка дала название селу Куликово, а оно – сельскому поселению. В лесах встречается тетерев, глухарь, рябчик и серая куропатка. Болота по реке Кухолке и река Яхрома издавна были местом гнездования утки. Там же обитают дневные луни и ночные болотные совы. Из змей водятся гадюка, медяница и уж.
Рыба служит предметом ловли на Яхроме, Кухолке, Сестре, в бывших карьерах, оставшихся после торфоразработок и заполненных водой. В яхромских омутах порой вылавливают сомов громадной величины. Водятся: лещ, щука, окунь, плотва, караси.

Дмитровский государственный видовой охотничий заказник

Недалеко от деревни Петраково находится Петраковский заказник Дмитровского общества охотников и рыболовов, где обитают водоплавающие и болотные птицы – утка, бекас, коростель, живут бобры, в водоемах водится окунь, карась, щука.

История Куликовского поселения

Первые поселения на нынешней территории Куликовского поселения возникли очень давно. Об этом свидетельствуют многочисленные находки. Так в 1968 г. в окрестностях Куликова западнее деревни Давыдково археологом В. В. Сидоровым была найдена и исследована стоянка древнего человека эпохи неолита (6-3 тысячелетия до н. э.), именно в этот период природа северного полушария приобрела облик, близкий к современному. В те далекие тысячелетия стоянка располагалась на пологом песчаном берегу бывшего здесь озера. Каменные находки на месте стоянки (кремниевые орудия, ножевидные пластинки, резцы и скребки, шлифованные топоры и тесла, кремниевые наконечники стрел и копий, рыболовные грузила), а также остатки жилищ с очагами, обложенные камнями рассказали о быте древнейших поселенцев края, главным занятием которых были охота на водоплавающую птицу и рыболовство. Давыдковская стоянка относится к Льяловской археологической культуре (по названию стоянки у села Льялово на берегу Клязьмы), одной из характерных черт которой был выбор места поселения – на заболоченных берегах рек, озер и островах, а сами жилища устраивались на деревянном настиле или сваях.

Куликовская земля всегда славилась своими промыслами и ремеслами. Самыми древними можно считать деревообрабатывающий и гончарный. В селениях Глазачево, Клюшниково, Куликово, Тимофеево к началу 20 века было развито горшечно-гончарное производство.

Из красной глины изготавливались архаичные по форме традиционные черные, обварные и поливные суриком изделия. А в деревне Клюшниково встречалась местами и довольно редкая голубая (синяя) глина. Глиняные разработки находились прямо в лесу или на поле. В Куликове глиняные горшки делали на архаичном ручном гончарном круге. Он представлял собой небольшого диаметра деревянный диск, насаженный на стержень и приделанный к переносной скамейке. На ней во время работы гончар сидел верхом. Одной рукой гончар вертел круг, а другой производил работу над глиняной заготовкой. На дне каждого горшка, изготовленного в Куликове, помещалось изображение креста в круге, своего рода фирменное клеймо. Обжигали изделия в обычных печах, топившихся «по-черному». Обжиг длился от 4 до 12 часов. Потом горшки вынимали из печи и окунали в «обвар» (на ведро воды полкило овсяной муки), тогда горшки выходили блестящими. Свой товар куликовские мастера продавали по окрестным селам, в Дмитрове, Тверской губернии и Москве. Большая часть Куликовского поселения занята лесами. Леса, подобно Раменским, покрывали почти весь Дмитровский уезд. Такое обилие леса дало развитию такому промыслу, как производство драни и плетение корзин. Этот промысел был распространен в Насадкино, Надмошье, Панькове и др. Все корзинщики сбывали свой товар в д. Надмошье, а оттуда надмошинские крестьяне вывозили товар в Москву.

В Куликове существовала также и башмачная артель. Ярким подтверждением ее существования являются башмачные колодки, подаренные школьному музею жителями Куликова и окрестных сел. Повсеместно был развит один из самых древних промыслов – прядильно-ткацкий – выращивание и обработка льна, прядение, ткачество. Изготовленные на ручных станках холсты отдавались мастерам красильного дела, наносившим на них рисунок. В большом количестве куликовцы ткали льняные рушники. Рушников было великое множество, и все они предназначались для определенных целей: родильные, венчальные, пасхальные, рукобитные и др.

В Куликовском поселении до 1918 года существовали несколько артелей, которые занимались изготовлением корзин, строительством домов, сараев, конюшен, изготовлением мебели, бочек, сельхозинвентаря. Артели просуществовали вплоть до 50-х годов 20 века.

Несомненно, главной исторической достопримечательностью Куликовского поселения является комплекс памятников гражданского, оборонного и церковного зодчества 16 – 19 вв. – Николо-Пешношский монастырь (поселок Луговой).

Первоначально обитель была основана в 1361 г. учеником прп. Сергия Радонежского – Мефодием Пешношским чуть в стороне от нынешнего места – за рекой. Мефодий еще в молодости оставил семью и пришел в обитель Троицы к Сергиию Радонежскому. Пройдя школу иноческих подвигов на Маковце и чувствуя склонность к созерцательной отшельнической жизни, Мефодий в поисках уединения поселился в глухом лесу неподалеку от Дмитрова. Когда Сергий приехал навестить своего ученика, то обнаружил, что келья Мефодия поставлена на низком, постоянно подтапливаемом участке леса. И он посоветовал перенести ее за реку, на возвышенность, где было гораздо суше. Преподобный Мефодий, приняв совет и благословение своего наставника, начал сам трудиться в построении церкви и кельи на новом месте, пеш нося (пешком) бревна через речку. Так маленькая речка, впадавшая в Яхрому, получила свое название – Пешноша. И монастырь по ней был назван Пешношским, а Николаевским его называют по главному храму, сооруженному во имя святителя и чудотворца Николая.
Пройдя долгий путь подвигов и духовных свершений, Мефодий скончался в один год со своим учителем Сергием Радонежским (1392). В 16 в. прп. Мефодий Пешношский был канонизирован, а в 1732 г. строитель Август Старков соорудил над святыми мощами Мефодия небольшую каменную церковь во имя преподобных Сергия и Мефодия.

В конце 14 – начале 15 вв. монастырь владел вотчинами, жалованными Дмитровским князем Петром Дмитриевичем (сыном Дмитрия Донского). С его именем связано появление в монастыре знаменитой иконы Иоанна Предтечи (сейчас образ находится в музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева).

Во второй половине 15 в. богатейший Николо-Пешношский монастырь ведет судоходную торговлю хлебом до самого Белозерска. Каменное строительство в монастыре началось в начале 16 в. В писцовых книгах 1623 г. числятся уже три каменные церкви. Главный собор в честь свт. Николая был построен в 16 в. при игумене свт. Варсонофии и сохранился до наших дней. В это же время была построена колокольня, на которой в 18 в. были надстроены дополнительные ярусы.

В 1553 г. царь Иван Грозный, избавленный от тяжелой болезни и обрадованный рождением первенца, во исполнения обета предпринял поездку по самым чтимым монастырям. Среди них был и Николо-Пешношский монастырь. Помолившись и поклонившись мощам преподобного Мефодия, царь посетил находившегося в обители на покое бывшего коломенского епископа Вассиана Топоркова.

На вопрос Грозного, как лучше править государством, Вассиан произнес роковые слова: «Не имей советников умнее себя».

Монастырь, находясь между Яхромой и Пешношей, при разливе с трех сторон был окружен водой, и путь к нему в это время был возможен только на лодках.

В 1700 г., проезжая по рекам Яхрома, Дубна и Сестра для обозрения хода на судах, в монастырь заехал царь Петр I. Игумен Феофан пожаловался ему на непокорность крестьян и несправедливость гражданской власти в судебных делах. 11 апреля 1700 году Петр I подписал именной указ о лишении Николо-Пешношского монастыря самостоятельности и о передаче его в ведение Троице-Сергиева монастыря. Вслед за указом наступил период запустения и уничижения обители, вплоть до обращения ее при Екатерине II в приходскую церковь. И этот удар по Пешноше был настолько силен, что монастырь долго не мог вернуть себе былой славы. Если до указа Екатерины Никололо-Пешношскому монастырю принадлежали:

  • села Рогачево, Говейново, Ивановское с деревнями (на 1758 г. – 2 тысячи 327 душ);
  • земли 15 тысяч 910 десятин 443 сажени;
  • рыбные ловли по рекам Яхроме, Пешноше, Сестре, Рогачевке;
  • судовая пристань в устье реки Яхромы;
  • пять мельниц на реках Пешноше, Рогачевке, Сестре;
  • 20 торговых лавок в селе Рогачево;
  • подворья в Дмитрове и Москве, то в 1764 г. по повелению императрицы были упразднены все церковные владения.

Сам монастырь был обращен в приходскую церковь и для его прихода оставлены лишь деревни Василево, Александрово, Копытово, Поздняково и Васнево. Часть имущества монастыря оставили для прихода, часть передали в Дмитровский Успенский собор, а драгоценные предметы отправили в Переяславльскую консисторию.

И только спустя два года определением коллегии и указом на имя Дмитровского экономического казначея ротмистра Ипполита Степанова Пешношская обитель, бывшая приходской церковью 1 год 3 месяца и 18 дней, восстановлена с ее оставлением в ведомстве Переяславльской духовной консистории. Решающую роль в этом сыграло настойчивое ходатайство генерал-майора Михаила Веревкина и старания дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова.

В 1788 г. управлять обителью был назначен отец Макарий (Брюшков), при котором обитель не только восстала из руин, но и пережила второй расцвет. Известно, что именно при отце Макарии и по его личной просьбе митрополит Московский Платон посетил обитель и в восхищении назвал ее второй Лаврой.

Никольский храм – самый первый храм в Мефодиевской обители, и в камень он был одет ранее других церквей. Одноглавый каменный Никольский собор был известен со времен Ивана Грозного. У южной стены собора находится могила юродивого Ионы. К северо-западу от монастыря в пещере на берегу реки Благинки блаженный укрывался от чужих глаз. Однажды Иона, как обычно, ушел в лес и не вернулся.

Его долго искали, звонили в колокола, чтобы тот услышал, если заблудился, и вышел. Но все напрасно. Наступила осень, выпал снег, и вдруг один охотник в чаще Раменского леса под деревом нашел тело умершего Ионы. Чудо было в том, что вокруг юродивого посреди сугробов была растаявшая, как весной, земля. Сейчас в Никольском храме размещена столовая.

Сергиевская церковь поставлена на месте дубовой часовни над мощами преподобного Мефодия. В храме хранились посох Мефодия, древний напрестольный крест и деревянный потир основателя обители. Из Сергиевской церкви идет вход в Мефодиевский храм. Долгое время в обители не имелось престола и храма, освященных во имя святого основателя монастыря.

В 1859 г. при старании игумена Мефодия по благословению митрополита Московского Филарета в нижнем ярусе колокольни был устроен алтарь с престолом во имя святого Мефодия.

Сретенская церковь, стоящая у западной стены монастыря также известна со времен Ивана Грозного. Несколько раз перестраивалась. «Весь храм внутри расписан стенным писанием». Сохранилась старая чугунная лестница, ведущая на второй этаж.

Колокольня, соединенная с Сергиевской церковью, высотой более 40 метров славилась своим колокольным звоном. Самый большой из 10 колоколов звонницы стал в 1777 г. причиной крестьянского бунта. Тогда вышел указ о передаче колокола Переяславльской консистории. Бунтовщикам пригрозили расправой, и только со второго раза колокол увезли. Сейчас колокольню украшают часы с боем. 15 колоколов общим весом более 10 т., установленные в 2008 г. на звоннице вернули «голос» Николо-Пешношской обители.

После Октябрьской революции 1917 г. для Николо-Пешношского монастыря наступила самая трагическая часть его истории – он был закрыт и разгромлен. Ряд зданий был передан филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1928 г., как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях разместили Дом инвалидов Мособлсобеса.

С 1966 г. на территории монастыря располагается психоневрологический интернат № 3, принадлежащий Департаменту социальной защиты населения г. Москвы, в котором содержатся более 450 пациентов.

Недавно началось возрождение обители. 2 сентября 2007 г. за торжественным богослужением в восстановленном Сергиевском храме было официально объявлено о возобновлении монашеской жизни в древней обители:

  • 17 июня 2008 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где под спудом покоятся мощи преподобного Мефодия.
  • в сентябре 2008 года настоятелем обители был назначен иеромонах Григорий (Клименко).
  • в марте 2009 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о возвращении Николо-Пешношскому монастырю 4 зданий – Сергиевской и Сретенской церквей, колокольни и гостиничного корпуса.
  • 10 июля 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Мефодиевский храм.

kulikovoadm.ru создание сайта
Дмитров